Logo
Кто мы
Что делаем
Проекты
Что новенького
Зов кални
Старый клоун

Максим Никулин: Есть две планеты – одна планета людей, другая – планета Цирк

Он вырос в цирке. Однако артистом не стал, а пошел по другой линии – ему интересна была журналистика. Закончив МГУ, он работал в «Московском Комсомольце», на радиостанции «Маяк», был ведущим телевизионной программы «Утро» (сейчас «Доброе утро»). Однако постепенно Максим все равно возвращался в цирк: вел программу про цирк на канале «Культура», помогал отцу организовать благотворительный фонд «Цирк и Милосердие». Позже, после ухода из жизни Юрия Владимировича, Максим стал генеральным директором и художественным руководителем цирка на Цветном бульваре, академиком Национальной академии циркового искусства. Для победителя второго конкурса ПФКИ в 2023 году НП «Социальные Инвестиции», в проекте по производству короткометражного художественного фильма «Старый Клоун» фонд Максима Никулина стал партнером. Надеемся, зритель также увидит Максима Юрьевича в проекте в неожиданном качестве.

– Максим, что такое цирк?

– У меня был друг, француз, Пьеро Бидон, он ушел из жизни совсем молодым. Пьеро ставил у нас программу на Цветном и назвал ее «Планета Цирк». Пригласил актеров из Европы, из Мексики, Бразилии, Америки, России. На пресс-конференции перед премьерой спросили: названием программы вы хотели показать, что в Москву артисты собрались со всей Земли? Он ответил: «Я хотел совсем о другом сказать — существует две планеты. Одна — планета людей. А другая – маленькая — планета Цирк. На большой планете все время идут войны, существуют предательство, измены, убийства, землетрясения, катастрофы, а на маленькой планете все работают вместе, несмотря на национальность, разницу религии или цвета кожи».

Это правда, в цирке одна национальность – артист, там один бог – манеж, на который все молятся. Там все равно, какой у тебя цвет кожи, главное — что ты что-то умеешь делать. Там нет наркотиков, алкоголизма, там с этим физически не проживешь, это профессиональная данность. Дети в цирке взрослеют быстрее. Да, у них меньше детских радостей, чем у детей остального мира, но зато они вырастают с тем, что откладывается в мозжечке, в подкорке. У многих людей на «большой планете» эта черта отсутствует – ответственность за чужую жизнь. Неважно, в чем ответственность: в плечах, на которых стоит партнер, в ручном замке, на котором ты держишь партнера или партнер тебя.

 

– Зависят ли характеры артистов от их цирковых профессий?

– Характер – это судьба человека. Он может разъединять людей, а профессия циркового артиста как раз объединяет. В нашем понимании, кстати, цирковой – это человек не обязательно связанный с цирком. «Цирковой человек» виден в отношении к жизни, к другим людям, в ответственности перед собой и за других. Его отличают открытость, порядочность, желание помочь и поддержать. Дети мои на 100 % цирковые, потому и работают в цирке. Я в цирке не работал, я в нем вырос. В цирковой мир войти просто, он гостеприимен, но бывает, когда этот параллельный мир человека не принимает. Я знал людей, которые считали, что хотят работать в цирке, но они не находили там места, не находили себя. Да, это уникальный мир.

– Поколение советской цирковой и театральной школы уходит. Однако, многие еще могут творить, показывать, рассказывать. Как живут ветераны на «планете Цирк»?

– В жизни цирка мы практикуем участие разных поколений. Многие люди, которые уже не могут работать по специальности – пожилой возраст, нет физических сил, все равно остаются в цирке. У нас практически все билетеры – в прошлом наш балетный состав. В пожарной охране тоже есть бывшие артисты. Многие артисты передают номера детям, и идут к ним же в ассистенты. Это очень открытый, при этом очень странный мир – эти 13 метров.

Когда мы создавали еще с отцом Фонд «Цирк и Милосердие», у нас была задача просто поддержать артистов цирка, уходящих на пенсию. Ветеранов цирка с копеечной пенсией, со своими профессиональными болячками нужно было поддержать, прежде всего, материально, потому что годы были 90-е, потом нулевые, ужас и кошмар. И неожиданно наш Фонд превратился в клуб. Многие ветераны, которым трудно было даже выходить из дома, чтобы получить помощь, приходили к нам и оставались в Фонде до вечера. Они пили чай, общались, вспоминали что-то. Эти люди всю жизнь прожили в коллективе: вокруг друзья, коллеги. У всех была единая жизнь, и вдруг она прекращается. Это общение может быть важнее, чем те средства, лекарства, больницы, врачи, которыми мы им помогали. Такое общение никакими лекарствами не заменишь.

– Они еще могут быть полезны, кроме работы билетерами и пожарными?

– Мы собираем ветеранов на особые события, например, на 9 мая. Приглашаем на премьеры, прогоны, некоторые из них в нашем Фонде проводят экскурсии. Например, клоуны-ветераны рассказывают истории, показывают мелкие репризки. Много педагогов из бывших цирковых артистов в цирковом училище преподают.

– Максим, что такое клоун?

– Клоун – это состояние души, философия. Как говорят клоуны – смеются не над клоуном, а вместе с ним. Не каждый человек может позволить, чтобы над ним смеялись. Это определенная черта характера. Клоун – единственная дисциплина в цирке, которой не учат. Клоуном можно быть или не быть. Это то, что дано от Бога, с детства, от рождения.

Чтобы быть клоуном, нужно обладать очень многими составляющими. Человека можно выучить на гимнаста, на эквилибриста, жонглера, а как выучить на клоуна? Самое главное – у человека должна быть мечта. Практически все клоуны, которых я знал и знаю, все мечтали об этом с детства. Нужно, чтобы мечта прожила в человеке определенное количество лет и не оставила его. Юных клоунов не бывает. Человек должен что-то понять в жизни, приобрести опыт. В детстве, юности это невозможно, нужно, чтобы что-то отложилось внутри. Чтобы звезды расположились так, чтобы эта мечта осуществилась.

– Значит, у Юрия Владимировича звезды стали так, что осуществилась его детская мечта?

– Да. У отца был знакомый, он к цирку никакого отношения не имел, он был директором магазина, там продавали минеральные воды. Отец с ним общался, воду у него для себя покупал после язвы. Как-то мы сидели у него за кулисками, в буфетике, он шутил, был балагур, веселый, фронтовик тоже, кстати. И отец ему сказал: а вы по фактуре своей, по отношению к жизни, по пластике, по тому, как вы рассказываете, могли бы быть клоуном. Он смертельно побледнел и сказал: Юрий Владимирович, это же была самая большая мечта моей жизни. А не получилось, видите, звезды не стали правильно. Клоун — это большая редкость.

Есть такая песня «Берегите клоунов». Это дефицит во всем мире. Их мало, они все разные, их нельзя сравнивать. Если сейчас считать всех клоунов мира, то хватит пальцев на одной руке.

– Как Юрий Никулин придумывал свои номера?

– Да. У отца был знакомый, он к цирку никакого отношения не имел, он был директором магазина, там продавали минеральные воды. Отец с ним общался, воду у него для себя покупал после язвы. Как-то мы сидели у него за кулисками, в буфетике, он шутил, был балагур, веселый, фронтовик тоже, кстати. И отец ему сказал: а вы по фактуре своей, по отношению к жизни, по пластике, по тому, как вы рассказываете, могли бы быть клоуном. Он смертельно побледнел и сказал: Юрий Владимирович, это же была самая большая мечта моей жизни. А не получилось, видите, звезды не стали правильно. Клоун — это большая редкость.

Есть такая песня «Берегите клоунов». Это дефицит во всем мире. Их мало, они все разные, их нельзя сравнивать. Если сейчас считать всех клоунов мира, то хватит пальцев на одной руке.

Среди победителей второго конкурса 2023 года Президентского Фонда культурных инициатив проект НП «Социальные Инвестиции» «Старый клоун». Игровой короткометражный фильм расскажет трогательную историю спасения старого клоуна, возрожденного к жизни добротой и верой молодой девушки. В главной роли Всеволод Шиловский. С ним побеседовала директор проекта, автор сценария картины Кира Магид. 

Всеволод Шиловский:  «В сегодняшнем дне я впереди молодежи, они не умеют того, что умею я».

 

Кира Магид. Чем Вы, как представитель старшего поколения, можете быть интересны молодежи?

 

Всеволод Шиловский. Я не понимаю слово «возраст», потому что если ты, вульгарным языком выражаясь, несовременный человек, не ощущаешь время, это и есть признак старости. Я могу рассказать что-то новое для них, полезное.

 

Когда ругают молодежь, я злюсь. Я говорю: секундочку, а кто их воспитывает? Вы и государство, что вырастили, то и выросло. Дети смотрят ящик под названием телевизор с раннего детства. В современном телевидении нет выбора, не с чем сравнивать. Худшее называется лучшим. И, если бы мне хоть на пять суток дали власть, я бы людей, которые руководят ТВ, просеял.

 

Возьмем три — четыре программы, в которых собираются известные люди, ведущие  получают за них большие деньги. Транслируют их в рабочее время, но кто эти программы смотрит? Кому они хоть что-то объясняют? Пенсионеры же не влияют на жизнь страны, как молодые. Значит, эти  колоссальные народные деньги уходят в воздух.

 

 Кира Магид. Что такое молодость?

 

Всеволод Шиловский. Это неверие, неприятие, если будешь притворяться — тебя пошлют, и будут правы, скажут, чего ты мне мозги порешь. А у меня с молодыми общаться получается. Я веду их за собой, они верят, стараются добиться результата и повторить то, что показываешь.  Я понимаю, что в сегодняшнем дне я впереди них, они не умеют того, что умею я как режиссер, актер. Мне, ведь скоро 85 будет. Когда я преподаю четыре часа без перемены, они говорят, что устали, а я спрашиваю: что не тянете? Вот это отсутствие возраста и есть. Единственное, что ходить уже бывает трудно. А я все-таки бывший спортсмен.

 

Кира Магид. Чем занимались?

 

Всеволод Шиловский. Я ж дистрофик был. Сначала плавание, потом коньки, потом – борьба. Мои однокурсники меня называли «Иван Поддубный в таблетке». Их, больших, я ломал. Говорят, Севка, давай, я его – тут за руку, потом — под ногу – и он на полу.

 

Кира Магид. То, как относятся современные ученики к Вам, похоже на отношение к «старикам» в вашей юности?

 

Всеволод Шиловский. Нам казалось, что так долго не живут, они были для нас древние гении. Я когда пришел в конце 50-х во МХАТ, старикам было всего по 50 с лишним. Потом я их всех хоронил. Я играл с Грибовым «На дне». Он, старый, играл в полную силу – не оторваться. Они рассказывали потрясающие вещи про жизнь, про себя. Мой учитель Виктор Яковлевич Станицын рассказывал про дружбу с Булгаковым, которому жрать нечего было. Станицын взял Булгакова на роль Судьи в «Пиквикском клубе» Чарльза Диккенса. Михаил Афанасьевич так его играл, что от хохота Станиславского дрожали люстры.

 

Кира Магид. Вы дружили с Леонидом Енгибаровым. Что такое клоун?

 

Всеволод Шиловский. Эта профессия дана только избранным, потому что надо иметь громадную человеческую культуру интуиции, чтобы ощущать зрительный зал. Леня мог так подать свой номер, прочувствовать каждый свой жест, что часами держал зал, вызывая то слезы, то хохот.

 

 В жизни это был человек настолько открытого сердца, что сгорел из-за этого. Как-то он пришел к министру культуры, который задал ему вопрос: вы такие деньги зарабатываете, куда они идут? Леня ответил – я плачу актерам нашей труппы, это же негосударственная организация. Он давал 5-6-7 спектаклей в день. Нас познакомил мой друг Олег Стриженов. Тоже интересная история.

 

Кира Магид. Расскажите.

 

Всеволод Шиловский.  Наше общежитие было напротив МХАТа. Как то прибегает к нам в комнату  Олег Стриженов и говорит, Сева, пойдем, я тебя познакомлю. Идем с Олегом к маленькому кафе «Артистик», тогда оно было дешевое, сейчас туда не войдешь. Подходим, стоит странная толпа, а рядом машина метров шесть длиной, вся разрисованная изображениями женщин. Олег расталкивает толпу, на земле около машины на тротуаре возле входа лежит человек с патлатыми черными волосами, в трико. Человек замечает Олега, вскакивает, они обнимаются. Стриженов говорит – Сева, это Ленечка Енгибаров. Они специально с Олегом сговорились, чтобы Леня представление устроил, чтобы меня удивить.

 

Это тоже необычно – талантливый человек, которому было все равно, где дарить людям радость. В отличие от этих современных идиотов, козыряющих своими якобы популярными лицами, чтобы на них обратили внимание. Настоящий художник не обращает внимания на славу. У современных так называемых знаменитостей, внутренней культуры нет. Вдруг громко начинают разговаривать, кричат. Я говорю, у вас со связками не все в порядке?

А у Стриженова, Авдюшко, Енгибарова была естественность, природа, предназначение. Они понимали, что тебя любят от того, что ты чего-то стоишь, добиваешься, тогда тебе аплодируют, пишут письма.

 

Кира Магид.  Что такое чувство юмора? У вас оно есть?

 

Всеволод Шиловский. Если бы не было чувства юмора, я бы не ставил спектакли. И не играл бы в них.

 

Кира Магид. Это особое восприятие мира?

 

Всеволод Шиловский. Я не знаю. Меня настораживает, если у человека  его нет, я боюсь с ним общаться.

 

Кира Магид.  Что делать, чтобы востребовано было «серебряное поколение» в кино?

 

Всеволод Шиловский. Нужна индустрия кино. При Советской власти выпускали 300-400 фильмов в год, а на 6-7 лом был, тогда и получается «Чебурашка»,у которого были недосягаемые 22 миллиона зрителей. Нашлись талантливые создатели, которые увидели, в какие сердечки и как ударить, а в кино тогда приходили семьями. Я снимался у блистательных режиссеров разных поколений. А сейчас масса студий, которые выпускают макулатуру. Я за 21 день сделал «Миллион в брачной корзине», который посмотрели 35 миллионов зрителей. Сейчас объединили кинематограф с культурой. Это абсолютно разные департаменты.

 

Кира Магид. Разве кинематограф не культура?

 

Всеволод Шиловский. Повторяю, управлять кино должны специально обученные люди. Министр культуры, какой бы он ни был, не понимает специфику кино.  В этой индустрии работают свои законы. Недавно ушел из жизни Вадим Абдрашитов. Сколько лет он сидел без денег и ничего не снимал, для него ходить, просить было неприемлемо.

 

Нужны Союз кинематографистов, Госкино, система управления. Искусство вещь простая, с неба спущена, ее нельзя потрогать на ощупь. Это годами и десятилетиями выращивалось в людях и людьми во ВГИКе, МХАТовской школе, «Щуке», «Щепке». А когда образование стоит два миллиона, как сейчас, таланты проходят мимо.  Знаете сколько сейчас  в Москве актерских школ? Где бездарные педагоги, получают колоссальные деньги и без всякой ответственности выпускают десятки несчастных людей, которые вообще никому не нужны. Пруд пруди, а талант – он штучный, требует особого подхода и ручной огранки.

 

 

 

 

 

КЛОУНЫ ОСТАЛИСЬ, И ЦИРК НИКУДА НЕ УЕХАЛ.

7 ноября, когда начались съемки фильма «Старый Клоун», исполнилось 120 лет со дня рождения Георгия Францевича Милляра, знаменитой Бабы Яги и Кощея Бессмертного. Драматическая история, которую Георгий Францевич рассказал авторам фильма, легла в основу фильма, который создается при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.

Эта картина призвана донести до молодых людей актуальные ценности сочувствия, сопричастности, уважительного отношения к людям старшего поколения. Она показывает, что ситуация, в которой оказался старый клоун, смогла объединить одиноких людей разного возраста и побудить их вместе действовать, чтобы выручить старого артиста из беды.

Сыгравшая главную роль Кати, актриса Мария Лисовая (СМЕРШ.Продолжение; За час до рассвета; Больше, чем любовь; Русские горки) считает, что «нам сейчас не хватает доброго, наивного – не глупого, а именно, наивного кино, которое может привлечь зрителя. Это очень трепетная история, когда сталкиваются два поколения. Главная героиня – одинокий человек, и старый клоун одинок. Они вроде чужды друг другу, но выясняется, что очень близки.  Они смогли дать друг другу очень многое».

Всеволод Шиловский, народный артист РСФСР, который сыграл в фильме роль Старого Клоуна, признается: «Это человеческая история про старшее поколение. Для меня есть, что в ней играть, а есть, что прожить. Из всех моих разных ролей у меня таких еще не было. Это счастье — получить такую роль».

Светлана  Немоляева, народная артистка РСФСР, воплотившая роль соседки, друга Старого Клоуна, объясняет, что эта трогательная история будит человеческие чувства. «Я знаю огромное количество молодых ребят, — говорит Светлана Владимировна, — и в театре и моих внуков, которые с удовольствием смотрят доброе кино, и советское тоже. У ребенка ведь очень восприимчивое сознание, ему нужно просто показать, что существуют не только реклама и деньги, как сейчас на телевидении».

«Мне очень хочется, чтобы мы вспомнили о людях, а не снимали только блокбастеры, роботов, мне кажется, это надо сейчас немножко отложить, — заметила народная артистка РФ Юлия Рутберг, сыгравшая роль мамы главной героини. — Когда человек в таком загнанном состоянии, нервозе, неуверенности, нужна простая история о судьбах людей, событиях, которые происходят у всех. Надо вектор сместить в сторону человека».

«Я бы не ставил цели что-нибудь изменить этим кино, — заключает Олег Фомин, режиссер фильма. — Я надеюсь, что это кино хотя бы на 20 минут заставит забыть людей о неприятном. Подумать о чем-то светлом, хорошем и добром».

В фильме «Старый Клоун» также участвовали известные актеры Алена Хмельницкая (Сыщик Путилин; Крымский мост. Сделано с любовью!; Старая гвардия; Березовая роща) и Александр Лойе (Киножурнал «Ералаш»; Next; Поцелуй не для прессы; Штрафник). Максим Юрьевич Никулин стал консультантом проекта по части всего, что касалось планеты цирк и секретов искусства клоунады.

Создатели фильма «Старый Клоун» планируют закончить производство в январе 2024 года.

Проект «Старый Клоун» создается «НП «Социальные Инвестиции» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Игровой короткометражный фильм расскажет трогательную историю спасения старого клоуна, возрожденного к жизни добротой и верой молодой девушки.

 

Светлана Немоляева, народная артистка РСФСР, исполнительница одной из ролей в фильме «Старый Клоун».

 

Светлана Немоляева. Эта трогательная история будит человеческие чувства. Я знаю огромное количество молодых ребят, и в театре и моих внуков, которые с удовольствием смотрят доброе кино, и советское тоже. У ребенка ведь очень восприимчивое сознание, ему нужно просто показать, что существуют не только реклама и деньги, как сейчас на телевидении.

Когда они смотрят простое милое кино, например, как про Серую Шейку. Я помню мой сын смотрел на Серую Шейку, а рядом ходила Лиса – и он плакал. Это гораздо ценнее, чем сплошной кэшбэк.

 Поэтому если есть посыл на добро, заложенные с детства, то, конечно, человеку такие фильмы, как «Старый Клоун», будут интересны.

А что касается старшего поколения, если я лишусь работы, как Старый Клоун – я не знаю, что я  буду делать. Это моя жизнь. Очень многие пожилые люди погибают из-за этого.  

 

Среди победителей второго конкурса 2023 года Президентского Фонда культурных инициатив проект НП «Социальные Инвестиции» «Старый клоун». Игровой короткометражный фильм расскажет трогательную историю спасения старого клоуна, возрожденного к жизни добротой и верой молодой девушки.

 

Мария Лисовая ((СМЕРШ.Продолжение; За час до рассвета; Больше, чем любовь; Русские горки) играет роль Кати, главной героини фильма. С нею побеседовала Кира Магид, со-автор сценария фильма.

 

К.М. Мария, чем вам интересны люди старшего поколения.

Мария Лисовая. Вопрос странный. У меня в окружении мало возрастных людей. Только родственники. Иногда меня удивляет принцип их жизни. Он мне чужд, к сожалению, или к счастью. Моя бабушка, например, человек уникальный — отдает всю себя людям вокруг. А с другой стороны, она чувствует себя несчастной.

 

К.М. Почему?

Мария Лисовая. Наверно, потому, что люди вокруг любят брать и не любят отдавать обратно. А она жила в обществе, когда другие тоже делились. Она до сих пор работает, всю жизнь была поваром в больнице. Потом ее уволили. Причина -возраст. Она не могла понять, почему, ведь, она чувствовала в себе силы работать, быть нужной и полезной.

 

К.М. Как вы помогаете людям старшего возраста?

Мария Лисовая. Я могу отдавать свое внимание и время. Когда я училась в училище, у нас было очень много возрастных педагогов. И один из способов обучения был — устная беседа. Для них было важно рассказать все, что они знают. Для нас это давалось нелегко. Потому что  беседа длилась обычно 3-4 часа, и мысль была не всегда связная. При этом я заметила, что, чем больше я оказываю им внимания, тем больше они чувствуют свою нужность.

 

К.М. Чем вам интересна история «Старого Клоуна?

Мария Лисовая. Трепетная история, когда сталкиваются два чуждых поколения, на первый взгляд, но они очень близки. И главная героиня очень одинокий человек. И старый Клоун одинокий человек. Бывает сталкиваются два разных человека, в данном случае, разного возраста, они понимают, что один другому могут дать очень многое.

 

К.М. Что может привлечь зрителя в этой истории?

Мария Лисовая. Нам не хватает доброго, наивного кино — не глупого, а открытого, где присутствует любовь.

Проект «Старый Клоун» создается «НП «Социальные Инвестиции» приподдержке Президентского фонда культурных инициатив. Одноименный игровой короткометражный фильм расскажет трогательную историю спасения старого клоуна, возрожденного к жизни добротой и верой молодой девушки.

Юлия Рутберг, народная артистка РФ, исполнительница одной из ролей в фильме.

Юлия Рутберг. Сегодня, когда человек в таком загнанном состоянии, таком нервозе, эта история рассказывает ему о взаимоотношениях детей и родителей, неважно, кто они — люди искусства, люди науки, других профессий. Эта история о коллизиях, которые происходят у всех. «Старый Клоун» — это история о любви и дружбе. О нежности, о загнанности, об одиночестве Эти состояния сейчас только обострились.

Такие истории, как «Старый Клоун» помогают вспомнить о людях, Пора снова снимать фильмы, которые связаны с душой человеческой. У нас есть и актеры и режиссеры и сценаристы для этого. Блокбастеры, роботов сейчас надо немножко отложить. Просто надо вектор сместить в сторону человека.